Представители ООО «МО ЦКТИ» приняли участие в заседании секции «Энергоэффективность и экология в электроэнергетике» некоммерческого партнерства «Научно-технический совет Единой энергетической системы» (НТС ЕЭС), состоявшемся 24 октября 2018 г. в Москве. Заседание было посвящено одной из самых важных на сегодняшний день проблем тепловой генерации — нормативно-методическому обеспечению перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ) в рамках инициируемой Правительством России программы модернизации ТЭС, получившей название «ДПМ штрих».
С основным докладом выступил председатель секции М.И. Сапаров, который отметил, что действующие нормативно-правовые акты, предусматривающие реализацию комплекса мер, дорожной карты и законодательных норм в отношении НДТ, направлены на модернизацию производственных мощностей, улучшение экологической обстановки в регионах страны, разработку и создание отечественного современного оборудования для различных отраслей промышленности, в том числе для электроэнергетики. При этом должна быть осуществлена государственная поддержка деятельности по внедрению НДТ, в том числе, в части проектирования, строительства, реконструкции сооружений по улавливанию и утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, установки оборудования по улучшению режимов сжигания топлива, применения энергоэффективного оборудования и пр.
В августе 2018 года Минэнерго России был подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «О проведении отборов проектов модернизации тепловых электростанций», которым предусматривается утвердить Правила определения величин предельных (максимальных и минимальных) капитальных затрат для проектов реализации мероприятий по модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций и Правила индексации величин типовых капитальных затрат для реализации мероприятий по модернизации генерирующих объектов тепловых электростанций. В связи с этим, в первую очередь, необходимо в рамках нормативно-методического обеспечения работ по отбору проектов обеспечить определение экологической составляющей в эталонных капитальных и эксплуатационных затратах модернизированных генерирующих объектов ТЭС в зависимости от глубины модернизации. Большая методологическая и нормотворческая работа предстоит также при подготовке к введению с 1 января 2019 г. института комплексных экологических разрешений (КЭР), предусмотренных требованиями Федерального закона от 21.07.2014 № 219 и Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
Заслушав и обсудив доклад, секция решила отметить необходимость синхронизации разработки (или доработки) нормативно правовых и методических документов, регламентирующих переход на НДТ и модернизацию ТЭС, и предложила перечень первоочередных работ в данном направлении на 2019 г. С целью оптимизации затрат по переходу объектов электроэнергетики на НДТ указано на целесообразность на ряде пилотных ТЭС осуществить подготовку пакета документов для получения КЭР и отработать механизмы государственной поддержки внедрения НДТ.
С целью обеспечения модернизированных ТЭС малоэмиссионными горелочными устройствами второго поколения секция посчитала актуальной разработку концепции и технико-коммерческого предложения на реализацию проекта создания типоразмерного ряда малоэмиссионных горелок тепловой мощностью от 5 до 90 МВт для сжигания природного газа (мазута) и от 20 до 75 МВт для сжигания твердого топлива (угля).